Маркировка опасных грузов
Каждый опасный груз при перевозке должен иметь специальную маркировку. Это необходимое требование безопасности в логистике. В маркировке опасных грузов на вагонах и других типах транспорта есть свои нюансы. Разберем их подробнее в этой статье.
Основные правила маркировки опасных грузов
Регулирующим документом для перевозки и маркировки опасных грузов является соглашение ДОПОГ. Оно регламентирует транспортировку не только по России, но и по Таможенному союзу. При грузоперевозках нужно учитывать нормы приложений A (упаковка и маркировка) и B (конструкция и оборудование транспортного средства).
Нормативные документы, сопровождающие опасную продукцию, включают:
- соответствие упаковки требованиям ГОСТ 26319 (не указывается для грузов классов 2 и 7, а также для подклассов 9.2 и 6.2);
- класс вещества и номер чертежа знака опасности;
- классификационный шифр и номер ООН;
- температуру самовоспламенения, если она не превышает 61°С;
- температуру разложения, если она не превышает 50°С;
- информация о том, для какого вида транспорта опасен груз (только для класса 9).
Согласно требованиям соглашения ДОПОГ, маркироваться должен каждый опасный груз. Если в одном контейнере содержатся несколько их типов, то на него нужно наносить маркировки для каждого опасного содержимого.
Нормативы допускают отсутствие обозначающих знаков о наличии опасного груза на пакетах в случаях, когда через боковую или торцевую часть упаковки видно маркировку на самом грузе. Но обозначение должно быть четко заметным для соблюдения правил перевозки опасных грузов.
Как правильно упаковать опасный груз
В начале нужно проанализировать код инструкций на упаковке груза. В нем зашифрована информация о том, к какому классу опасности относится объект и в чем особенности его перевозки. Буква в коде инструкции обозначает тип упаковки:
- P – канистры, ящики, мешки, флаконы;
- R – легкие металлические емкости для жидкостей (например, для краски);
- LP – крупные контейнеры, объемом не менее 3 м3;
- IBC – контейнеры средней грузоподъемности, до 3 м3.
Цифры, в свою очередь, обозначают номер инструкции для перевозки опасного груза и маркировки его содержимого. Используя полученный номер, нужно узнать в инструкции данные, необходимые для упаковки: слои и типы, материал, ограничения по объему и весу. Слои упаковки могут быть нескольких видов:
- внутренняя – непосредственно контактирует с содержимым;
- промежуточная – перегородки, прокладки, поддоны и т.д;
- внешняя – окружающий слой – пространство, в котором находятся другие грузы и воздух, защищает содержимое от внешнего воздействия, ударов и падений;
- одиночная – емкости и контейнеры без дополнительной наружней упаковки.
В инструкциях четко описываются тип и материал необходимой для груза упаковки.
Максимальный допустимый вес для упаковки также регламентируется. Например, в металлические ящики разрешается грузить до 400 кг, в деревянные – до 250 кг, в изготовленные из ДСП – до 125 кг, в пенопластовые – до 60 кг.
Особенности маркировки опасных грузов
При перевозке опасных грузов маркировка используется для тары, контейнеров, судов и автомобилей. Для этого используются знаки, наклейки и таблички. Разберем особенности маркировки подробнее.
Упаковка. Маркировать упаковку нужно с двух противоположных сторон. Необходимо указать класс опасности (от 1 до 9), номер ООН для 1, 2 и 7 классов с наименованием и код тары, а также нанести манипуляционные знаки. Маркировка выполняется в следующем формате: UN 1A1/X 200/S/16 или RUS / LMN 5678. Обозначение «UN» (ООН) означает, что груз можно переводить во всех видах транспорта. Маркировка «ADR»/»RID», в свою очередь, подтверждает, что транспортировка может осуществляться только в автомобильном или Ж/Д транспорте.
Цистерны. На этот вид тары нужно крепить металлические таблички с кодом груза и допущенными жидкостями. По правилам грузоперевозок, предусмотренным в России, цистерны с легковоспламеняющимися веществами должны быть окрашены в серебристый цвет и иметь хорошо заметную маркировку «ОГНЕОПАСНО».
Отдельно стоит отметить правила маркировки опасных грузов для перевозки в автомобилях. На транспортное средство необходимо наносить:
- предупреждения о фумигации (обработке от вредных микроорганизмов и вредителей);
- предупреждения о риске удушья при возможной утечке хладагента;
- знаки, предупреждающие об опасности (их нужно наносить по определенным правилам, сзади и по бокам, размер знаков должен быть не менее 25x25 сантиметров);
- выделенные оранжевым цветом знаки об опасности в передней и задней части транспортного средства;
- выделенные оранжевым цветом таблички с номером ООН и указанием кода опасности перевозимого в автомобиле груза.
Важно! При перевозке в автомобильном транспорте веществ с различной степенью опасности в табличке размещается код и номер жидкости с наибольшей потенциальной угрозой.
В случае с транспортными контейнерами на судах маркировка об опасных грузах наносится на дверь и боковую стенку, а также, если возможно, на крышку.
Доставка опасных грузов логистической компанией
Компания TTL Логистик оказывает полный спектр услуг по перевозке опасных грузов с соблюдением всех требований безопасности и нормативов. Мы обеспечиваем профессиональную маркировку, надежную упаковку, подбор транспорта, оформление сопроводительной документации и точную доставку груза до пункта назначения.
Работаем с грузами всех классов опасности в соответствии с требованиями ДОПОГ, ГОСТ и международных соглашений. Наша команда контролирует каждый этап перевозки — от подготовки до выгрузки — гарантируя сохранность и соответствие регламенту.
Если вам требуется безопасная и законная доставка опасного груза — свяжитесь с нами. TTL Логистик обеспечит чёткое исполнение, минимизирует риски и возьмет ответственность на себя.